Глобальный солидаризм
Эта либертарианская по происхождению идеология исповедовалась и активно проповедовалась в послевоенные годы целой группой энтузиастов в разных странах, к их числу принадлежали и топ-менеджеры корпорации Sunlight.
Концепция «глобального солидаризма» строилась на критике левых марксистских теорий.
Ее основные положения сводятся к следующему:
- Революционной движущей силой истории в XXI веке является не пролетариат (как в XIX в.) и не абстрактная городская интеллигенция (как в ХХ в.), а социальная страта, образованная самоорганизованными «творческими коллективами», к числу которых относятся и исследовательские лаборатории, и производственные корпорации, и философские кружки.
- Социальный идеал солидаристов заключается в достижении баланса между индивидуализмом и коллективизмом: в новую технологическую эпоху ученые-одиночки вроде Эйнштейна и предприниматели-одиночки вроде Рокфеллера уже невозможны, успешными в науке и бизнесе могут быть только группы, производящие интеллектуальный или материальный продукт.
- Лучшим способом взаимодействия внутри групп и между группами является свобода творчества и острая конкуренция, постоянная борьба индивидуальностей за выживание, без милости к слабым и без поддержки отстающих. Люди и группы должны непрерывно меняться, чтобы приспосабливаться к среде, должна обеспечиваться постоянная горизонтальная и вертикальная мобильность.
- Совершенствование духовное и телесное — главная добродетель. Неумение отвечать вызовам времени — порок.
- Дело важнее статуса. Лидер не тот, кто занимает определенный пост, а тот, кто может вдохновить людей на созидательный труд.
Логическим следствием из концепции глобального солидаризма стало критическое отношение к государственным механизмам. Проповедники солидаристских взглядов вслед за либертарианцами и анархистами ХХ века отказывали властям в праве на любое насилие и принуждение по отношению к гражданам и общинам (в т.ч. в праве ограничивать свободу индивидов ради общего блага, собирать налоги, волюнтаристски перераспределять материальные блага). В основе общественного устройства, по их мысли, должно лежать динамическое равновесие равноправных и соперничающих кластеров (доменов, анклавов), организованных по собственным правилам и взаимодействующих друг с другом на основе договоренностей. Таким образом, главной функцией государства теперь являлось не обеспечение общей безопасности как главной потребности социума, а поддержание свободы конкуренции.
Некоторые наиболее последовательные сторонники этой концепции считали, что гарантией социального мира и страховкой от скатывания к войне всех против всех должно стать преображение человечества, формирование у людей способности интуитивно понимать друг друга. Отсюда проистекают утопические попытки построения сообществ с распределенным «роевым сознанием».
Кое-кто из идеологов глобального солидаризма с симпатией относился к платоновской концепции о правлении философов, перекликающейся с древнеиндийской варновой моделью общественного устройства.
Будучи очарованными взглядами русских космистов, некоторые приверженцы глобального солидаризма как крайние идеалисты мечтали о «воскрешении отцов» и скептически относились к демократической форме правления в целом и прямой демократии в частности, как к системе, при которой не учитываются голоса всех ушедших поколений, вкладывавших труд в обустройство конкретной территории или франшизы.
Мост Золотые Ворота в ранние 2030-е стал идейно-выдержанным и самым популярным у прогрессивной общественности районом С.Ф. с уникальной непередаваемой атмосферой, первым локальным образцом построения социальной структуры по принципам и лекалам свободного общества глобального солидаризма. Многими он воспринимался как яркий и деятельный протест против разразившийся в те годы Мировой гибридной войны.
Критики концепции «глобального солидаризма» и отдельных ее положений группировались вокруг движения Аgainst, одним из лидеров которого стал Сет Маккензи.