Информационное право

(в том числе авторское)

Информация — совокупность данных, которые записаны или могут быть записаны последовательностью двоичных символов. Измеряется в битах.

Виды информации: программа, текст, книга, фильм, изображение (картина, фотография), музыка, описание технологии, персональные данные и т. д. Информация может содержаться в/на электронных или иных носителях (например, на бумаге, в устной речи, в сознании). Независимо от носителя, вся информация считается объектом информационного права, если есть потенциальная возможность ее преобразования в запись двоичного кода.

Одна и та же информация может быть одновременно записана разными способами (например, музыкальное произведение может существовать в форме нотной записи и в форме аудиозаписи), при этом она будет считаться одним и тем же объектом информационного права. Текст, изданный во множестве идентичных экземпляров, считается одним объектом информационного права. При этом два экземпляра текста с небольшими расхождениями — уже два разных объекта.

Субъекты информационного права:

  1. Изготовитель информации (автор, авторский коллектив, копирайтер, рассказчик, журналист, блогер и т. д.). Изготовитель информации имеет право на авторское имя (маркируется знаком (A)), на авторское вознаграждение (в случае коммерческого использования информации). По своему усмотрению может пользоваться правом на анонимность. Основное право изготовителя информации — право на свободу слова и самовыражения.
  2. Протагонист — лицо, упоминаемое в информации. Протагонист имеет право на privacy (неприкосновенность частной жизни, переписки и т. д.), а также на защиту достоверности высказывания о себе, защиту от клеветы и оскорбления. Если достоверность не подтверждена, информация должна быть помечена знаком «фейк» (F).
  3. Авторизированный владелец информации — физическое или юридическое лицо, обладающее эксклюзивным правом определять режим использования информации (авторизированный владелец маркируется знаком «копирайта» (С)). Авторизированный владелец может устанавливать условия коммерческого приобретения информации или делать ее секретной (коммерческой или государственной тайной).
  4. Коммерческой или государственной тайной считается информация, а) которая маркирована корпорацией или государством в качестве секретной, б) разглашение которой влечет материальные либо репутационные убытки. Если второе условие не выполнено, ответственность за разглашение не наступает.
  5. Коллективным авторизированным владельцем некоторой информации может быть все человечество. Такая информация, являющаяся всеобщим достоянием, маркируется специальным знаком копирайта (H). Информация переходит во всеобщее достояние, если она более трех часов находилась в открытом доступе без претензии со стороны авторизированного владельца. Информация, озвученная в устной речи, переходит во всеобщее достояние при отсутствии возражений авторизированного владельца в течение трех часов с верифицированного момента осведомления его о факте оглашения.
  6. Авторизированный пользователь — лицо, получившее в свое распоряжение информацию (информационный продукт) согласно воле авторизированного владельца или с соблюдением установленного им порядка.
  7. Неавторизированный пользователь — лицо, получившее в свое распоряжение информацию (информационный продукт) без учета воли авторизированного владельца или с нарушением порядка.
  8. Неавторизированный владелец («пират») — неавторизированный пользователь, самовольно присвоивший себе права владельца информации и распоряжающийся ею.

Информационный деликт — любое нарушение прав любого из субъектов информационного права (нарушение авторских прав, нарушение прав на достоверность информации, клевета, оскорбление, в т. ч. приведшие к репутационным и материальным потерям, упущенной выгоде, нарушение режима секретности, информационное пиратство).

Свобода слова не может быть ограничена. Закон защищает права лиц, зарегистрированных в качестве журналистов, осуществлять легальный сбор любой информации в качестве авторизированных пользователей и в дальнейшем использовать ее для производства новой информации в качестве авторизированных создателей и владельцев.

Аккредитацию журналистов и блогеров осуществляют администрации франшиз. Процедура определяется администрацией самостоятельно. Аккредитованные журналисты и блогеры пользуются режимом наибольшего благоприятствования, им предоставляются те же права доступа, что и гражданам франшизы. Аккредитованные журналисты и блогеры имеют право проводить расследования, собирать информацию. Руководство США не вправе отказаться от интервью с аккредитованными в США журналистами или блогерами.

* По инициативе неназванных спонсоров в Ареопаг внесен билль о праве на забвение. Право на забвение — право авторизированного владельца требовать удаления защищенной копирайтом информации из общедоступных источников информации и сознания неавторизированных владельцев и пользователей.

Голосование состоится на ближайшем заседании.